
В соответствии с положениями статьи 4.6 КоАП РФ арбитражный управляющий считается подвергнутым административному наказанию до истечения одного года со дня окончания исполнения судебного акта, то есть уплаты административного штрафа, а в случае назначения административного наказания в виде предупреждения – с даты вступления решения суда в законную силу.
Следовательно, в силу части 2 статьи 4.3 КоАП РФ данное обстоятельство будет считаться отягчающим, если в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ, будет совершено однородное административное правонарушение.
Однако, не за каждое повторно совершенное административное правонарушение арбитражным судом будет назначено наказание в виде дисквалификации. Суд в каждом отдельном случае оценивает степень причинения совершенным деянием вреда кредиторам, должнику, обществу. Нередко судом при решении вопроса о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности за повторное совершение правонарушения применяются положения статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности правонарушения, что является основанием для освобождения арбитражного управляющего от административной ответственности.
Так в 2021 году из 12 заявлений Управления Росреестра по Республике Коми о привлечении арбитражных управляющих по части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ только 4 арбитражных управляющих привлечены к административной ответственности с назначением наказания в виде дисквалификации, в 2022 году судом удовлетворены 2 из 7 заявлений Управления, в отношении 1 арбитражного управляющего судебное решение не вступило в законную силу.
Таким образом, обращение Управления в арбитражный суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего по части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ не в каждом случае будет иметь результат в виде дисквалификации.
«Столь суровая мера ответственности, установленная частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ в виде дисквалификации арбитражного управляющего, несомненно, приводит к ограничению его в трудовых правах, установленных статьей 37 Конституции России и, фактически, лишает его профессии и источника дохода, что в современной экономической ситуации на территории Российской Федерации должно, с одной стороны, стать дополнительным катализатором для арбитражного управляющего, более ответственно подходить к исполнению возложенной на него публично-правовой функции, а с другой стороны, исключать формальный подход к применению указанной нормы права при рассмотрении дел о привлечении арбитражных управляющих к административной ответственности по части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ»,- прокомментировал Андрей Богданов, член Ассоциации арбитражных управляющих «Центр финансового оздоровления предприятий агропромышленного комплекса», руководитель Центра сопровождения банкротства и Юридического центра «ПРАВОВЕД»».